Первые женские гимназии появились в России во второй половине XIX века. Именно тогда выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский и Н. А. Вышеградский всерьез занялись этим вопросом.
Предыстория
В нашей стране, как и в других европейских государствах, женское образование до второй половины XVIII столетия заметно отставало от мужского – девочек, как правило, обучали дома. “Первой ласточкой” стал открытый в столице в 1764 году Смольный институт для девиц привилегированного сословия, рассчитанный всего на 30 учениц.
Вторым, гораздо более важным шагом, стало принятие “Устава о народных училищах”, который предоставлял девочкам более широкий доступ к образованию. Однако до середины XIX столетия развитой системы так и не сложилось – дочери дворян и состоятельных купцов обучались в закрытых пансионах и частых школах.
Первой русской женской гимназией считается Костромская всесословная гимназия, которую открыл на свои средства в 1857 году помещик Григорьев. Интересно, что столица отстала в этом деле – Мариинское женское училище, ставшее впоследствии гимназией, было основано только в 1858 году. Тогда же появились женские гимназии в Вологде, Твери, Туле, Рязани и др.
Затем процесс пошел по нарастающей, и к 1874 году в Российской империи действовало уже 189 женских гимназий. Одна часть относились к Министерству народного просвещения, другая – к Ведомству, учрежденному супругой императрицей Марией Федоровной, поэтому они именовались мариинскими.
Система обучения
Программа женских гимназий в целом была аналогична классическим мужским, отличаясь лишь тем, что греческий язык и латынь в них не изучали. В число обязательных дисциплин входили:
- чистописание и русский язык (включая литературу),
- арифметика,
- история,
- география,
- основы физики и геометрии,
- домоводство (включая рукоделие и гигиену),
- Закон Божий.
За дополнительную плату могли изучаться немецкий и французский языки, танцы, рисование музыка и пение.
Срок обучения в мариинских и государственных гимназиях был разным: семь и восемь лет соответственно. Это было связано с тем, что в последних добавлялся еще один класс с углубленным изучением педагогических дисциплин. Однако уже после семилетнего обучения и те, и другие выпускницы имели квалификацию учительницы, а также могли поступать на Высшие педагогические курсы. Отличия касались и системы оценивания знаний: в государственных гимназиях существовала привычная нам пятибалльная система, в мариинских – двенадцатибалльная.
Главные идеологи женского образования
Первым директором Петербургской женской гимназии стал Николай Вышеградский (1821–1872 гг.). Опытный педагог, имевший звание профессора, исповедовал два главных принципа:
- доступность образования (среди первых поступивших были три девочки-крестьянки);
- значительные дисциплинарные послабления (наказания отсутствовали как таковые).
Николай Александрович сам подобрал удобное помещение и укомплектовал штаты. Ему помогали: главная надзирательница, три учительницы и тринадцать преподавателей. По методике Вышеградского занятия начинались около 10 часов утра и длились приблизительно до 14–15 часов. Всего было пять уроков длительностью по часу.
В каждом классе обучалось по 30–35 девочек. Гимназистки не обязаны были соблюдать жестко установленный протокол поведения – им достаточно было лишь придерживаться общих правил приличия. Обстановка была настолько непринужденной, что даже формы первое время не существовало. Вышеградский руководствовался девизом: “не принуждать, а развивать“. Все эти меры способствовали гораздо более полному раскрытию способностей девочек, и успеваемость гимназисток заметно превосходила пансионерок из закрытых школ.
В Москве подобное учебное заведение в 1872 году открыла Софья Николаевна Фишер (1836–1913 гг.). Изучив массу педагогической литературы, она пришла к убеждению о том, что девочки вполне могут освоить программу мужского обучения, поэтому в ее гимназии курс был тождественен классическим мужским учебным заведениям.
Воспитанницы Фишер блистали знаниями древних языков, их работы даже были удостоены специальных дипломов на Всемирной выставке в Париже в 1872 году. Благодаря замечательным результатам, выпускницам предоставлялось право преподавания не только в женских, но и в мужских гимназиях.
Гимназические традиции и нормы
Со временем в женских гимназиях складывались свои традиции. Например, все девушки вели “альбомы“. В них сами барышни, их подруги и воздыхатели записывали полюбившиеся стихи, делали зарисовки.
Вообще, эстетическому воспитанию уделялось самое пристальное внимание. Во многих гимназиях действовали школьные театры. В зависимости от возможностей города, в котором располагалось учебное заведение, его руководители привлекали к работе представителей артистической среды. Например, с московской гимназией Хвостовой сотрудничал основатель Московской консерватории Н. Рубинштейн.
Важное место отводилось внешнему виду девочек. Свободная форма одежды, установленная Вышеградским, со временем была заменена на форму. Например, в гимназии Фишер принято было носить черное платье с передником. В будние дни фартучек был черным, в торжественные – белым. В крупных городах, где было по нескольку женских учебных заведений, для того, чтобы различать гимназисток, в каждом из них был свой цвет форменных платьев: синий, коричневый, темно-зеленый, темно-красный и др.
Серьезно внимание уделялось обстановке в гимназиях. На первых порах они обычно размещались в частых особняках с изысканными интерьерами, что не могло не оказывать благотворного воздействие на формированию вкуса у девочек.
В дальнейшем стали строиться специальные гимназические здания с соблюдением санитарных нормативов. Так, размер классной комнаты устанавливался 9х7 метров, потолок —4 метра. Во избежание появления резонанса большая высота не допускалась. Стены белили, панели красили лишь до высоты 2 аршинов (примерно 1,5 метра), чтобы сохранялась воздухопроницаемость. Существовали и еще одно требование:”Все углы комнаты, а также и карниз, округлялись во избежание застоя в них воздуха и для удобства чистки”.
Бурное развитие женских гимназий остановилось в 1917 году. В этот момент в России насчитывалось 958 государственных и 235 мариинских учебных заведений. Впоследствии женское образование строилось на совсем иных принципах…