«Цуккерброд не лезет в рот»: девичьи альбомы 19 века

Каждой эпохе присущи свои идеалы. Романтический XIX век трудно представить без сентиментальных романов, галантных кавалеров, дуэлей и мечтательных барышень, неотъемлемой частью жизни которых были салонные альбомы.

Немного истории

Моду на альбомы – “памятные книги” – в России ввели немцы в конце XVIII века. В Германии они носили название “штамбух”. Вначале их заполнением занимались исключительно мужчины, и лишь позднее к ним присоединились барышни и дамы. Очень скоро они превратились в непременных спутников юных девушек, а со временем стали неотъемлемым элементом семейной и салонной культуры привилегированного сословия.

Первые мужские альбомы существовали для деловых пометок, позднее друзья или знакомые стали вписывать в них стихи (как правило, собственного сочинения) или рисовать что-нибудь на память. Порой студенты, разъезжаясь на каникулы, оставляли на страницах альбомов однокашников свои заметки.

Современники отмечали пользу от появления “памятных книг”. Так, журнал “Благонамеренный” отмечал, что они укоренили вкус к чтению, ведь для того, чтобы переписать стихотворение нужно, как минимум, найти его в книге. Кроме того, необходимо было составить “сопроводительный текст”, а для этого тоже требовались определенные навыки в изложении своих мыслей.

Как менялся альбом на протяжении XIX века

В первые два десятилетия XIX века альбомы имели довольно большой формат, выглядели «нарядно». Постепенно размер уменьшался – альбомы начали повсюду носить с собой. Изысканный декор был призван демонстрировать утонченный вкус владелицы или владельца.

Со временем “памятные книги” распространились настолько, что получили “специализацию”:

  • “пожелательники”,
  • альбомы-анкеты,
  • альбомы-игры,
  • гостевые книги,
  • салонные альбомы,
  • песенники,
  • цитатники и др.

Но, пожалуй, самыми распространенными были девичьи альбомы и бальные книги.

Девичьи альбомы

Наверное, никто так не увлекался альбомами, как барышни. На их страницах отражалась вся жизнь юных существ с их милыми привязанностями, влюбленностями и разочарованиями. Девушки вписывали стихи модных поэтов, подруги и друзья оставляли пожелания к именинам и праздникам, рисовали портреты, пейзажи, а порой, карикатуры. Особой удачей считалось, встретившись на приеме с поэтом или живописцем, заполучить от него запись или рисунок, сделанные собственноручно.

Пик популярности девичьих альбомов приходится на 1820–30 годы. К этому времени сложились неписанные правила их составления. Например, первую страницу полагалось оставлять незаполненной. Истоки этого обычая неизвестны, но существовало почти суеверное представление: с тем, кто откроет ее, непременно случится несчастье.

Родителям, старшим братьям и сестрам предоставлялось право сделать «предначинательные» записи, и лишь потом позволялось писать подругам или знакомым. Тот молодой человек, который хотел выказать девушке особую сердечную привязанность, обязательно оставлял свои послания в самом конце.

Между страницами нередко клали цветы или листья, которые со временем высыхали и долгое время напоминали о том или ином событии в жизни барышни. В отдельных случаях, например, перед долгой разлукой, в альбомах хранили локоны любимого человека.

Содержание альбома обычно зависело от того, к какому сословию принадлежала девушка. Утонченные барышни из дворянских семей записывали исключительно романтические стихи, а купчихи нередко использовали “памятные книги” более утилитарно, занося в них в том числе кулинарные рецепты.

Нередко альбомы, попадающие после замужества в руки ревнивым мужьям, становились причиной для семейных раздоров. Поэтому большинство молодых женщин благоразумно прятали их в потаенные ящики комодов, подальше от мужских глаз. Зато подросшие дочери обычно имели беспрепятственный доступ к девичьим альбомам своих матушек – они передавались по наследству порой через два поколения.

Бальные книжки

Неотъемлемой частью светской жизни в XIX веке были балы. Каждый бал обычно включал 20 танцев, поэтому барышня или дама, которая пользовалась особым успехом, заранее “расписывала” приглашения. Чтобы не обидеть кавалера, следовало проявить предусмотрительность и занести его имя в “карне” – так по-французски назывались специальные записные книжки в серебряном, костяном или кожаном переплете.

Карне (или по-немецки “агенда”) состояла или из костяных пластинок или из бумажных листов, украшенных изображениями танцующих пар. По моде того времени к записной книжке на цепочке подвешивали карандашик, а сам альбомчик крепили на цепочке к вееру или к лифу платья с помощью специального крючка.

Альбомная лирика

Пожалуй, наибольший интерес для исследователей представляют так называемые салонные альбомы, которые были необычайно распространены. По правилам хорошего тона хозяйка подавала альбом одному из гостей, он должен был прочитать записи, сделанные до него, и продолжить письменную беседу. Классический пример этого светского ритуала приводит А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин”.

Свой след в “альбомной поэзии” оставили, вероятно, все сколько-нибудь известные поэты XIX века: А. Пушкин и Н.Карамзин, В. Капнист и А. Дельвиг, Е. Баратынский и М. Лермонтов, В Жуковский и А. Фет и многие другие

Конечно, далеко не все обладали стихотворным даром, поэтому очень часто известные стихи в лучшем случае копировали, а порой, переделывали под “местные обстоятельства”, и, как правило, уродовали.

Кроме стихов, в альбомах попадались ноты. Здесь импровизация была куда более щадящей – обычно переписывались романсы П.Чайковского, А. Даргомыжского, М. Глинки и других известных композиторов.

Оформление альбомов

Внешний вид альбомов красноречиво говорил о вкусе и материальных возможностях их хозяев. Барышни предпочитали миниатюрные книжечки со страничками из разноцветной бумаги, переложенными прозрачными прокладками, и обложками из тонкой кожи. Очень модным считалось золотое тиснение.

Особое внимание уделялось переплетам. Их декорировали медными накладками с монограммой и фигурными застежками, которые могли изображать сердце, пронзенное стрелой, лист, сноп сена и т. п.

Эпоха романтизма давно миновала – о ней можно лишь вспоминать с умилением или иронией. Мы стали гораздо более прагматичными и жесткими. Между тем, в аккаунтах современных старшеклассниц или студенток с завидной частотой появляются котики или лирические строчки – может быть, это отголоски того славного времени?

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *