«Господин желает жениться»: как искали пару в 19 веке

Создание семьи – важнейший этап в жизни любого человека. Сегодня молодые люди сами решают эту задачу по собственному разумению. Совсем иначе было в XIX веке, когда существовали определенные стереотипы, следование которым помогало (а иногда и мешало!) молодым людям в этом серьезном деле.

Отображается файл "Н.Петров. Смотрины невесты .jpg"

Сословные различия

XIX столетие было временем бурного развития Российской империи. Реформы коснулись всех сторон жизни, в том числе брачного законодательства. Интересно, что еще в начале века юноша считался женихом в 15 лет, а девушка – в 13. В1830 году Николай I издал указ, по которому минимально допустимый брачный возраст был увеличен до 18 и 17 лет соответственно.

Крестьяне и городские рабочие

Жизнь крестьянства во все времена была связана с календарем сельхозработ. По традиции свадьбы совершались осенью, после сбора урожая, когда напряженная страдная пора миновала, но Рождественский пост еще не наступил. Второй “брачный период” приходился на зимний мясоед между праздником Крещения Господня и масленицей. В промежутках между ними девки и парни присматривались друг ко другу.

Знакомились и встречались молодые люди на гуляниях, как в своей деревне, так и по соседству. Например, сходить в ближайшее село за десять километров было самым обычным делом. По дороге молодежь тоже времени не теряла – парочки отделялись от общей компании и уединялись.

Андрей Мельников-Печерский в своем романе “В лесах” очень колоритно описывает обычаи Нижегородской губернии. Зимой девушки собирались на супрядки, приносили с собой пряли и занимались делом. Попутно велись длинные разговоры и пелись песни. Парни, заранее знавшие о том, где и когда они собираются, подтягивались “на огонек” и тоже включались в беседу. Никаких бесчинств здесь не творилось, поскольку за процессом обычно приглядывала одинокая пожилая женщина, в доме которой проводись супрядки.

Летом, во время Троицы, уходили в луга и водили хороводы. Это было временем, специально отведенным для знакомств, чтобы в Покрову парочка уже “созрела” для свадьбы.

Разумеется, бывали случаи, когда жениха и невесту просто сватали родители, не принимая во внимание их симпатии. С другой стороны, в XIX веке уже вовсю процветали “свадьбы-самокрутки”, когда молодые, полюбившие друг друга, но не получившие одобрения родителей, убегали и венчались на стороне, а потом приходили домой с повинной головой.

К концу столетия значительная часть крестьян переселилась в города. Здесь по-прежнему наследовались вековые традиции сближения молодых людей – гуляния, совместные развлечения в местах отдыха, но нравы были заметно проще. Зато гораздо активнее пользовались услугами свах, которые были осведомлены на предмет статуса семейства и его достатка.

Духовенство

Среди духовного сословия тоже существовали определенные правила. В Русской церкви молодые священники перед рукоположением, как правило, должны были быть женатыми, поэтому большого запаса времени для поиска супруги у них не было.

Дело осложнялось еще и тем, что далеко не каждая девушка подходила на роль попадьи – хорошая матушка должна быть настоящей помощницей священнику, быть грамотной, уметь выполнять множество обязанностей на приходе. Поэтому во второй половине XIX века начали появляться епархиальные училища для дочерей духовенства. Именно там будущие батюшки подыскивали себе невест.

Представители этого сословия редко пользовались услугами свах – молодые люди, с детства общавшиеся в среде духовенства, были настроены на поиск “второй половины” среди “своих” по благословению родителей. Этому способствовали и материальные обстоятельства. Настоятель прихода должен был передать “место” по наследству одному из своих сыновей. Если у священника рождались только девочки, то роль сына выполнял зять, разумеется, если он был рукоположен в духовный сан.

Купечество

Основу русского купечества составляли старообрядцы, которые в начале XIX века еще крепко держались обычаев старины. Богатые отцы присматривали невесту или жениха своему чаду задолго до достижения брачного возраста. Силой, как правило не женили, оставляя за собой лишь рекомендательную роль – молодых людей знакомили, возили в гости, принимали у себя.

Отображается файл "В.Пукирев. Прием приданого в купеческой семье по росписи (1873).jpg"

Приблизительно до середины столетия выбирать старались исключительно из своей среды, причем, для состоятельных людей место жительства значения не имело: например, невесту из Нижегородской губернии могли выдать замуж в Казань. Так, миллионер Павел Рябушинский ездил за будущей супругой из Москвы в столицу.

Ближе к концу столетия, когда купеческие дети стали получать хорошее образование и приобретать утонченные манеры, все чаще родители стремились соединить их судьбы с дворянами. Так соединялись деньги и титул. Здесь особое значение приобретали свахи.

Дворянство

Пожалуй, у представителей самого привилегированного класса проблем с выбором спутника жизни возникало больше всего. Это и понятно – довлела масса условностей, да и вопрос наличия состояния у жениха и приданого у невесты стоял особенно остро.

Наверное, большинство русских писателей золотого века в той или иной степени в своих произведениях затрагивали “брачные” вопросы, но, возможно, наиболее ярко это сделал Пушкин в романе “Евгений Онегин” – недаром его называли “энциклопедией русской жизни 19 века”.

Отображается файл "Е. Самокиш-Судковская. Приезд Ленского и Онегина к Лариным.jpg"

Две сестры на выданье – Ольга и Татьяна – устраивают семейную жизнь по разным “траекториям”. Первая находит жениха из местных помещиков – домашние приемы, романтические прогулки на лоне природы весьма способствовали сближению молодых людей определенного круга. Вторая – отправляется в Москву на “ярмарку невест”, куда свозили молодых дворянок со всей центральной России. Здесь, как и в столице, знакомства происходили на балах.

Существовал строго регламентированный этикет поведения юной барышни и кавалера на балу. Незамужняя особа не могла приехать туда без сопровождения матери, тетушки или старшей наперсницы. Собственно сближение происходило во время танца, однако, просто подойти и пригласить незнакомую понравившуюся девушку юноша не мог. До этого он должен быть представлен матери или отцу распорядителем бала или кем-нибудь из знакомых.

Барышни самым тщательным образом готовились к балам, придумывая наряды, отрабатывая танцевальные движения и правила хорошего тона. Лев Толстой в романе “Война и мир” блестяще описывает состояние юной Наташи Ростовой перед ее первым балом и во время него.

Свахи и объявления

В деликатном деле поиска спутника жизни незаменимую роль играли свахи. Хорошая сваха была и тонким психологом, и деловым человеком. Ей приходилось балансировать на грани любовной романтики и откровенного практицизма, порой доходящего до цинизма.

Услуги “купидона” оплачивались в зависимости от кошелька семейства, обратившегося к ней. Они были востребованы и в высшем свете, и в среде мелких чиновников. У каждой серьезной свахи были собственные записи, о возрасте, социальном статусе и материальном достатке кандидатов – это было хорошим подспорьем в работе.

Отображается файл "К.Маковский.Сваха .jpg"

В конце XIX века конкурировать со свахами начали газетные объявления. Но, разумеется, попытки дилетантов не шли ни в какое сравнение с работой профессионалов.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *