Название яхты “Штандарт” обычно связывается с семьей последнего Российского императора Николая II. Правда, в отличие от своих владельцев, она прожила гораздо более долгую жизнь, которая была насыщена самыми разнообразными событиями.
История создания
До 1917 года “Штандартами” на Российском флоте называли целую серию кораблей. Последний “Штандарт” вначале планировался как крейсер, строительство которого было заказано датской судостроительной фирме в 1892 году.
Однако вскоре император Александр III изменил планы, и вместо крейсера решил строить яхту для своей семьи – как выяснилось позднее, последнюю. На это ушло немногим более двух лет. В марте 1895 года новое судно было спущено на воду, а в сентябре императорское семейство совершило на ней свой первый поход к берегам Англии.
Устройство и отделка “Штандарта”
Трехмачтовая яхта длиной 128 м и шириной 15,8 м представляла собой прекрасный образец инженерного искусства. Водоизмещение судна составляло 5480 т, осадка – 6,6 м. При этом судно было способно развивать скорость 44 км /ч , поскольку оснащалось 24-мя котлами и 2-мя винтами. На палубе располагались четыре 47-миллиметровых орудия для торжественных салютов.
В носовой зоне верхней палубы находились рубки начальствующего состава, штурмана и ходовой мостик, в нижнем отсеке – грузовой трюм и склад для пороха. В кормовой части на верхней палубе по традиции разместилась самая большая рубка с обширной столовой, императорским кабинетом и приемной. В нижнем отделении кормовой части находились холодильники для продуктов.
Императорские каюты располагались на главной палубе, над машинным отделением. Здесь же были столовая, салон, каюты для офицеров и кают-компания. Уровнем ниже располагались душевые, помещения для прислуги, а также мастерские, кладовые, радиорубка и т. п.
Важно отметить, что по сравнению с более ранними моделями подобных судов, на последнем “Штандарте” условия для жизни и работы обслуживающего персонала и матросов были гораздо более комфортны. Николай II позаботился также о том, чтобы избежать излишней роскоши в отделке судна: традиционные дорогие породы дерева были заменены на ясень, клен, дуб, сосну, вишню и березу.
Стены в императорских каютах обтягивались хлопчатобумажным кретоном, или – редко – тисненой кожей. В помещениях для офицеров и матросов они были окрашены в белый цвет. Золочение практически не использовалось, за исключением носовой фигуры двуглавого орла.
“Штандарт”, Николай II и его семья
“Штандарт” был любимой яхтой императора и его домочадцев. Размером с небольшой крейсер, этот корабль был великолепно приспособлен для путешествий. До окончания Русско-Японской войны судно использовалось лишь эпизодически, к 1906 года царская семья стала бывать на нем регулярно и подолгу. Тогда же на судне был установлен телеграфный аппарат “Телефункен” – об этом капитана I ранга И. Чагин доложил в Генеральный штаб 1 июня 1906 года.
С 1909 года нередко Романовы бывали в Крыму, В Ливадии, на Черном море. До Севастополя они ехали поездом, а затем на “Штандарте” добирались до Ялты, где судно стояло в ожидании своих хозяев. Иногда на ней плавали в Одессу или Батуми.
Однако северные широты Романовы любили гораздо больше. Финские берега, изрезанные множеством заливов, безлюдные шхеры стали их излюбленным местом отдыха. Со временем было определено место для постоянной стоянки яхты под названием “рейд Штандарт” между островами Твердый и Большой пограничный.
Жизнь на “Штандарте” текла по строгому распорядку. День начинался в 8 утра с поднятия флага. В 9 часов подавался чай, за которым следовали прогулки, а в полдень наступало время завтрака, включавшего, как минимум, пять блюд. Время после его окончания проходило по-разному. В теплое время года сходили на берег, гуляли в лесу, собирали грибы и ягоды. В прохладную погоду читали книги, играли в настольные игры или смотрели фильмы.
В 17 часов вновь подавался чай, после которого наступало рабочее время для императора. С 20 до 21 часов обедали. Трапеза состояла, как минимум, из шести блюд и сопровождалась беседами и развлечениями. В 23 часа, перед отходом ко сну, подавали фрукты, напитки или сэндвичи. С этого времени и до 1–2 часов ночи Николай II вновь работал в своем кабинете.
Для жизнеобеспечения августейшего семейства требовался немалый штат обслуживающего и сопровождающего персонала. В него входили лейб-медики и пекари, стаст-дамы и кухонные мальчики, скороходы и гоф-курьеры и т. д. При этом царские особы свободно общались с экипажем, знали многих матросов по именам, а судовые офицеры были непременными участниками царских обедов.
Разумеется, Николай II использовал судно не только для развлечений. Он неоднократно принимал на “борту №1” глав и посланников иностранных государств. Так, в 1897 году “Штандарт” посетили: король Сиама, президент Франции и немецкий император. В 1902 и 1912 годах Вильгельм II вновь побывал там. В том же, 1912 году, Российский император провел на яхте дипломатические переговоры с премьер-министром Франции.
Советские годы
Почти двадцатилетнему мирному существованию судна вскоре пришел конец. В 1917 году “Штандарт” стал участником обеих русских революций. Именно здесь расположился Центробалт – главный руководящий орган балтийских моряков.
Новая власть сочла наименование судна недостаточно революционным, поэтому яхта получила название “18 марта” – в честь годовщины начала Парижской коммуны. В 1918 году, вместе с другими судами балтийского флота во время труднейшего “Ледового похода”, “Штандарт” был перебазирован в Кронштадт.
После революции судно поставили в резерв до 1936 года, когда оно был капитально перестроено в минный заградитель. На нем были установлены 16 орудий, в том числе пушки и пулеметы. К этому времени оно снова сменило имя и называлось теперь “Марти” – в честь французского коммуниста.
В годы Великой Отечественной войны корабль участвовал в боевых действиях против немецкой артиллерии и транспортировке солдат. После победы судно было переоснащено, и превратилось сначала в плавучую казарму, а потом в мишень для испытаний оружия.
“Штандарт” был демонтирован только в начале 1960-х годов, правда тогда он опять поменял имя и назывался “Ока”, поскольку в 1948 году Андре Марти не оправдал ожидания большевиков, и позволил себе критику Сталина в газете “Юманите”. Перед самым списанием судно было использовано в качестве декорации при съемках фильма “Мичман Панин”.
Не дожив совсем немного до 70 лет, бывший “плавучий дворец” окончил свое существование.