Ложь, предательство, измена… ничего этого не будет в этой истории одной счастливой семьи. Да-да, и такое тоже бывает.
Будущий создатель Театрального музея появился на свет 31 января 1865 года в Москве. Алексей Александрович – сын Александра Алексеевича Бахрушина, владельца кожевенных и суконных мануфактур. Мать Алексея Александровича, Елена Михайловна, происходила из купеческой среды. Она обожала музыку и театральное искусство. Елена часто посещала постановки, на которые брала с собой детей. Алексей стал ездить в театры, когда ему было 6 лет. Тогда же зародилась его любовь представлениям на театральных подмостках.
Страсть к коллекционированию
Коллекционировать различные предметы Алексей Александрович начал под влиянием своего кузена – Алексея Петровича Бахрушина. Сначала Алексей Александрович собирал восточные диковинки и предметы эпохи Наполеона. Театральные реликвии стали его страстью после разговора с двоюродным братом Сергеем Владимировичем Куприяновым, который хвастался собранными антикварными афишами, сувенирами и фотокарточками.
Бахрушин загорелся идеей создания коллекции театральных вещиц. Окружающие относились к этому с юмором и подшучивали над Алексеем Александровичем, предлагая ему приобрести то пуговицу с брюк Молчанова, то сапоги Щепкина.
Знакомство и свадьба с Верой
Со своей будущей супругой и помощницей, девятнадцатилетней Верой Васильевной Носовой, Алексей Александрович познакомился на костюмированном балу 8 января 1985 года. Вера была четвертой из шести детей фабриканта Василия Дмитриевича Носова и его супруги Клавдии Дмитриевны. Утонченная, красивая и высокообразованная девушка сразу запала в сердце Бахрушина. Он весь вечер не отходил от нее.
При следующей встрече, которая состоялась 29 января на катке, Алексей сделал возлюбленной предложение руки и сердца. Признание Бахрушина стало полной неожиданностью для Веры. Сначала он ей не понравился. При этом, окружающие говорили девушке, что Алексей блестящая партия. 15 марта, хорошенько подумав, Вера ответила мужчине согласием. Свадьба состоялась 17 апреля 1895 года. Венчание провели в храме Живоначальной Троицы в Кожевниках.
Семейная жизнь
Брак оказался счастливым. Вера всем сердцем полюбила супруга. Она разделяла его увлечения. У пары родилось трое детей: Юрий, Александр (умер в возраст 3 лет) и Кира. Старший сын стал историком балета и театральным критиком.
Алексей Александрович гордился своей женой. Она была хозяйственной, умной и красивой. Сразу после свадьбы, новоиспеченный муж решил подарить Вере портрет, написанный именитым художником. Кандидатура живописца выполнялась тщательно. Алексей хотел пригласить Серова, но Вера была против. Ей не нравилось, что художник слишком деспотичен. Поэтому позвали Константина Маковского. Художник работал долго, зато на портрете Вера получилась «как живая».
Создание музея
Алексей Александрович считал, что поиск экспонатов нельзя доверять антикварам. В свободное от управления фабрикой и социальной деятельности время, он самостоятельно ездил по всей России, отыскивая наиболее интересные вещицы. Поэтому его часто не бывало дома. Он глубоко интересовался предметом и стремился создать цельную коллекцию, отражающую историю театра от зарождения до современности.
Когда глава семейства возвращался домой из поездок, его жена устраивала праздник по этому случаю. А после ужина вся семья разбирала привезенные Алексеем экспонаты.
Вера Васильевна разделяла увлечения мужа и во всем ему помогала. Юрий Алексеевич вспоминал, что все комнаты квартиры были заставлены предметами истории театра. В свободное от домашних забот время супруга коллекционера составляла каталоги экспонатов будущего музея, приводила в порядок программы, газетные вырезки и афиши.
В 1909 году коллекция привлекла внимание Академии наук. 25 ноября 1913 года Бахрушины передали ее этому ведомству. Алексей Александрович стал директором и пожизненным почетным попечителем созданного музея.
Жизнь в Советском государстве
Когда в России произошла революция, Бахрушины и не думали уезжать за границу. Алексей Александрович считал, что не имеет морального права покидать родину. Ему пришлось побороться за сохранение своего музея, ведь среди новых властей были силы, которые намеревались его закрыть.
1 февраля 1919 года музей перешел в ведение Наркомпроса. Алексея Александровича назначили его директором. Бахрушин продолжил пополнять коллекцию. В 1924 году работа учреждения была отмечена Государственной Академией Художественных Наук.
Смерть Алексея Александровича и жизнь Веры Васильевны после его кончины
Алексея Бахрушина не стало 7 июня 1929 года. Он умер в усадьбе Малые Горки недалеко от подмосковной станции Апрелевка. До конца своих дней Бахрушин был директором музея и боролся за его сохранение. Алексея Александровича похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.
Вера тяжело переживала смерть любимого. Поддержкой для нее стала любовь детей. Женщина приложила много усилий для сохранения и развития музея, основанного ее супругом. Она до окончания жизни служила там машинисткой. Во многом благодаря ей учреждение продолжает работать и в наши дни.
Умерла Вера Васильевна в 1942 году в Москве. Похоронена она также, как и ее супруг, на Ваганьковском кладбище.