Древнерусские храмы не имеют лишних деталей. Каждая их часть несет в себе некий смысл, ведь постройка считается домом Всевышнего на земле. Основные принципы строительства ритуальных сооружений описаны в Новом Завете, а в нашу страну они пришли из Византии, как и сама религия.
Появление крестово-купольной системы
Первые мастера по постройке храмов прибывали на русскую землю из Византии. К завершению первого тысячелетия сформировался тип основного храма Руси. План такой постройки представлял собой крест. Пра-образами подобных строений служили римские базилики. От центрального зала отходили пристройки, называемые апсидами. Своды церкви, в этом случае, опирались на колонны.
Строительство древнерусских храмов
В первые сто лет после Крещения, на Руси появились собственные специалисты по возведению храмов. Они умели самостоятельно обжигать кирпичи, замешивать раствор на яичных желтках, что позволяло удостовериться, что строение не обрушится через год-другой.
Русские храмы очень быстро стали отличаться от своих собратьев из Византии. В Восточной Римской империи церкви были условно отделены друг от друга. В нашей же стране они представляли собой часть общего архитектурного ансамбля.
В XII веке на Руси во всю работали местные строительные бригады, хотя иностранцы тоже встречались. И те и другие возводили храмы по восточнохристианскому типу, однако иногда в фасады ритуальных зданий добавлялись романские черты.
Несмотря на отлаженную технологию производства плинфы (тонкого кирпича), основным строительным материалом в нашей стране все еще было дерево, из-за чего многие храмы тех лет не дошли до наших дней. Не последнюю роль в уничтожении деревянных храмов сыграло нашествие Орды.
Помимо крупных крестово-купольных сооружений, существовали на Руси и шатровые церкви. Как правило, они были меньше, а своды в них опирались на стены. Их возводили и до нашествия монголов, но в XVI-XVII веках данная технология получила еще более широкое распространение. Благодаря шатровым перекрытиям церкви получали некий готический вид. В середине XVII столетия патриарх Никон запретил использование подобных приемов.
Внешняя атрибутика храма
С восточной стороны к основному пространству постройки примыкает часть, где располагается алтарь. Над основным объемом храма находятся одна или несколько круглых башен с окнами. На эти башни-барабаны устанавливаются главы с крестами. В ранних храмах они могут быть шлемовидной формы (луковичные появились только во второй половине XVI столетия).
Вход в храм мог быть как прямо с паперти, так и с крыльца.
Древние храмы часто дополнялись колокольнями и звонницами.
Внутреннее устройство храма
В основу легла трехчастная схема строительства. Ее используют при возведении религиозных зданий по сей день. Развитие композиции происходит с запада на восток, что символизирует путь, который должен пройти верующий, чтобы воссоединиться с Создателем.
Вход в храм должен находиться с западной стороны. За ним следует притвор. Он символизирует греховный мир, в котором пока нет Спасителя. Во время богослужений здесь находятся прихожане, отлученные от причастия, а также те, кто готовится к таинству крещения.
Далее посетитель попадает в неф – основной зал храма. Здесь во время служб стоят крещеные миряне.
Самая важная часть здания – алтарь с престолом. Находится она за иконостасом. Это элемент выступает символом Престола Господня. В алтарную часть входят престол, жертвенник, ризница и кафедра. Здесь вино и хлеб становятся кровью и плотью Господа. Прихожане не могут попасть в эту часть храма. Доступ туда имеют только священнослужители.
Строение иконостаса
Этот элемент храма служит своеобразным экраном, показывающим людям божественное бытие. Полноценный иконостас появился в храмах лишь в XV веке. До того, его функции выполняли низкие балюстрады или колоннады.
Очередность ликов на иконостасе представляет собой хронологический порядок, в котором они появляются в Священном Писании (смотреть следует сверху вниз). В самом верхнем ряду находятся иконы праотцов. Это святые из Ветхого Завета.
Во втором ряду сверху устанавливают лики ветхозаветных пророков.
Ниже следует праздничный чин. Здесь изображается земная жизнь Спасителя, которая легла в основу создания религиозных праздников. Тут можно найти современников Иисуса: Соломона, Моисея, Давида и прочих.
Далее следует самый важный ряд – в нем находится икона самого Спасителя. Справа и слева от нее устанавливали лики Девы Марии и Иоанна Крестителя. Их окружают ученики Миссии, мученики и почитаемые святые отцы.
Самый нижний ряд иконостаса носит название местного. В нем располагаются лики Иисуса и Богородицы, образы святых, почитаемых в конкретном месте, а также храмовая икона. В центре ряда находятся Царские врата, символизирующие ворота, где апостолы встречают праведников и провожают их в Рай.
Помещение за иконостасом
Иконостас скрывает алтарную часть храма. В моменты, когда Царские врата открыты, посетители могут посмотреть на то, что происходит в самом сердце ритуальной постройки. Кроме алтаря и престола там устанавливают скамью в несколько ступеней вдоль стены. В ее центре располагают кресло епископа.
Справа и слева от Царских врат есть диаконовские двери. За южной дверью скрывается комната, где хранят одеяния и церковную утварь.
Значение мозаик и фресок
Вертикальная ось храма показывает устройство мира. В самом центре главного купола изображают Христа. Ниже посетители могут лицезреть лики апостолов и пророков.
В крестово-купольных церквях ниже идут евангелисты. На опорах изображали преподобных и мучеников.
На западной стене, символически противопоставляемой алтарю, писали сцены Страшного суда. Они как-бы напоминали тем, кто покидал храм, что их ждет после смерти, если они отвернутся от Бога. На северной, восточной и южной стенах изображались сюжеты из Библии, показывающие на прощение и благодать.
В первозданном виде до наших не дошел ни один древний храм. Они массово уничтожались и перестраивались в угоду более современным требованиям и тенденциям. В них менялась крыша, вставлялись новые окна, оштукатуривались стены. Поэтому храмы, которые мы видим сейчас, представляют собой смешение стилей разных эпох.