В Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры, среди могил с именами Ивана Крылова, Модеста Мусоргского, Мариуса Петипа, Ивана Шишкина и многих других знаменитых деятелей российской культуры, стоит небольшой памятник из белого мрамора. Под барельефом, изображающим изящную женскую головку, выбита надпись: “Вере Александровне Лядовой-Ивановой от друзей, почитателей таланта и сотоварищей”.
“Прекрасная Елена”
Сегодня имя Веры Лядовой известно узкому кругу искусствоведов и любителей музыкального жанра, однако, в конце XIX века она была весьма популярна и носила гордый титул “царицы канкана”.
Громкая слава обрушилась на танцовщицу в 1868 году, после постановки в столичном Александринском театре оперетты “Прекрасная Елена”. В спектакле она исполнила роль царицы из Спарты. Петербургские периодические издания наперебой высказывались по поводу постановки, вызвавшей эффект разорвавшейся бомбы.
Так, “Биржевые ведомости” писали, что Лядовой удалось не просто изобразить Елену смазливой кокоткой, но создать объемный образ глубоко чувствующей страстной женщины. Отмечалось, что она сумела не скатиться в пошлость, а напротив, продемонстрировать сдержанную женственность и грацию – это указывало на глубокую проработку роли.
“Отечественные записки” и “Будильник” сделали акцент на другом. Желающих посетить спектакль с Лядовой в главной роли было так много, что билеты перепродавались по цене впятеро, а порой и вдесятеро превышающей кассовую.
Интерес к Вере Лядовой заметно подогрела фотография, выставленная в витрине фотоателье К. Бергамаско на Невском проспекте. На снимке танцовщица позировала в костюме спартанской царицы.
Интерес к Вере Лядовой заметно подогрела фотография, выставленная в витрине фотоателье К. Бергамаско на Невском проспекте. На снимке танцовщица позировала в костюме спартанской царицы.
Его пафосная статья под названием “Крик души” нашла отклик у значительной части столичных обывателей. В то же время она возмутила поклонников таланта Лядовой, и, как это нередко бывает, вызвала обратную реакцию. Они собрали сумму в полторы тысячи рублей, приобрели на них золотую диадему и вручили ее актрисе.
Актриса от рождения
Будущая театральная звезда родилась в марте 1839 года в Петербурге. В семье Александра Николаевича и Любови Александровны Лядовых, кроме Веры, были сын Николай и две дочери – Александра и Мария.
Отец более 20 лет служил дирижером оркестра балета. Жители аристократических кругов знали его не только по театральным постановкам – нередко оркестр выступал в Дворянском собрании и лучших столичных клубах. В музыкальных кругах города был хорошо известен и дядя будущей звезды – главный капельмейстер Петербургской оперы и преподаватель консерватории.
В 1849 году 10-летняя Верочка поступила в театральное училище в класс Эжена Гюге, и очень скоро выделилась из числа учениц. В сохранившихся программках школьных постановок ее имя встречается чаще других. Юной актрисе поддавались разные жанры: и балет, и вокал, и драма. Она была одарена одновременно и красотой, и голосом, и музыкальным слухом, и пластичностью, да к тому же, отличалась остроумием.
Начало артистической деятельности
После выпуска девушка была принята в Петербургскую императорскую труппу в качестве балерины характерных танцев, и сразу же введена в репертуар на роли второго плана. Уже через год ей стали поручать более серьезные образы, и в 1859 году она уже исполняла роль Лизы в “Тщетной предосторожности”.
В 1865 году Вера Александровна впервые вышла на сцену в драматическом спектакле “Барская спесь”. Позднее она не раз принимала участие в подобных постановках, зарекомендовав себя как комедийная драматическая актриса с хорошими вокальными и пластическими данными.
Личная жизнь Веры Лядовой
Вскоре после окончания училища, в 1859 году, Вера Александровна вышла замуж за своего коллегу Льва Иванова – талантливого танцовщика, балетмейстера и пианиста. В историю балета он вошел как создатель знаменитого номера “Танец маленьких лебедей”.
Семейная жизнь не принесла актрисе счастья. Вера небезосновательно чувствовала себя настоящей звездой сцены, окруженной многочисленными поклонниками и втянутой в светскую круговерть столицы. В то же время Лев, напротив, чуждался шумного общества, предпочитая обходить театральные интриги и утешаться в компании собутыльников.
Брак не спасло и рождение троих сыновей, тем более, что оно принесло немалые скорби: первенец вскоре умер, а третий сын, Михаил, был глухонемым. Здоровым родился только Лев в 1862 году. Прожив вместе 10 лет, в 1869 году супруги решились на развод.
Звезда оперетты
В 1868 году главным режиссером Александринского театра был назначен Александр Александрович Яблочкин. Он привнес на российскую сцену жанр водевиля и оперетты, поставив спектакли “Орфей в аду”, “Птички певчие”, уже упомянутую “Прекрасную Елену” и другие спектакли.
Яблочкин обратил внимание на Веру Александровну, разглядев в ней именно те качества, которые требуются актрисе “легкого жанра”. После “Прекрасной Елены” оперетта приблизительно на пять лет воцарилась на сценах столичных театров, ощутимо потеснив традиционные драматические постановки острой социальной направленности. Неизменным “гвоздем программы” была Лядова – ее имя на афише гарантировало успех.
Последние годы
В момент пика славы Вере Лядовой было 29 лет. Казалось, что впереди предстоит долгая творческая биография, однако, всего через два года она уйдет из жизни.
В ответ на оглушительную славу в прессе началась откровенная травля “безнравственных” постановок, в которых она участвовала, к тому же заметно выбил из колеи развод. Востребованная актриса искала успокоения в работе, отдаваясь ей целиком.
Эмоциональные и физические перегрузки подорвали здоровье молодой женщины, и в возрасте 31 года она умерла. Коллеги-артисты несли гроб с телом Веры Лядовой на плечах до самого Смоленского кладбища. На могиле на народные деньги был поставлен белый мраморный памятник. Позднее прах актрисы был перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.