Каждый человек, живший в Советском Союзе помнит аромат духов «Красная Москва» фабрики «Новая Заря». О флакончике с красной крышкой, выполненной в виде купола, мечтала тогда каждая модница. Неповторимый аромат по сей день популярен среди ценительниц качественного парфюма по всему миру. Его привозят в подарок зарубежным друзьям, однако такой массовой народной любовью, как в 1950-е, эти духи уже не пользуются.
А между тем, аромат, являющийся «визитной карточкой» советской парфюмерной промышленности, был создан в конце XIX века на фабрике «Брокар и Ко». История основания этого парфюмерного дома восходит к 1861 году, когда 24-летний Анри Брокар решил покинуть родную Францию и отправиться в Российскую империю. Точные причины такого шага остаются неизвестными.
В нашей стране предприимчивого француза стали звать Генрихом Афанасьевичем. На протяжении трех лет он работал инженером на парфюмерном производстве. За это время молодой человек обзавелся семьей, а также придумал способ создания концентрированных духов. Инновационная технология была продана за 25 тысяч франков компании «Рур Бертран». Так Брокар создал первоначальный капитал, чтобы открыть собственное дело. Примечательно, что он не вернулся во Францию, а продолжил жить и работать в Москве.
Амбициозный француз решил заняться производством мыла. Для этого он снял помещение в Теплом переулке и нанял двоих сотрудников – Алексея и Герасима. При производстве использовалась ступка, несколько кастрюль и дровяная печь. В день удавалось изготавливать по 80 кусков мыла. Маленькая фирма выпускала мыло под такими названиями, как «Огурец», «Шар», «Розовое» и «Медовое».
Поначалу возникали проблемы со сбытом. Выражаясь современным языком, предпринимателю было сложно определить свою целевую аудиторию. Богатая публика пользовалась товарами французского производства, а у бедных денег едва хватало на самое необходимое. Жена Генриха, Шарлотта Андреевна, подсказала супругу идею «Народного» мыла, которое можно было бы купить по копейке за кусок (конкуренты продавали его в 30 раз дороже). Она же придумала выдавливать на каждом куске детского мыла по букве, чтобы малыши учились читать. После реализации этих планов, дело «пошло в гору».
Год за годом фабрика расширялась и выпускала новые виды продукции. Появилось мыло не только для бедных, но и для более требовательных господ, например, «Греческое». Некогда скромное производство теперь занимало несколько знаний и располагалось на пересечении Арсеньевского переулка и Мытной улицы.
Брокар открыл несколько фирменных магазинов, регулярно посещал различные выставки. В 1871 году фабрика начинает выпуск духов, помады, кремов и пудры, а в 1873 году она становится официальным поставщиком российского, а позднее испанского королевского двора. В 1882 году после появления одеколона «Цветочный» была проведена необычная рекламная акция. На выставке в Москве соорудили фонтан, из которого били ароматные струи. Посетители стремились подставить под них свою одежду, чтобы попробовать новинку.
С ростом популярности продукции, на рынке стали появляться подделки. Поэтому Брокар стал наклеивать на свои товары специальные наклейки.
Название «Брокар и Ко» предприятие получило в 1893 году. Неофициально его зачастую называли империей Брокара.
Генрих Брокар умер в 1900 году, а его дело продолжили супруга и дети.
Создание духов «Любимый букет императрицы» окутано тайнами и мифами. По одной из версий, его придумал парфюмер Август Мишель, работавший на фабрике. Он создал их то ли для Александры Федоровны, супруги последнего русского царя, к 300-летию дома Романовых, то ли для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Некоторые эксперты приписывают авторство самому Генриху Брокару (якобы он создал их в 1880-х годах).
В состав букета входило свыше 60 компонентов. Сложный цветочный аромат с нотками розы, жасмина, ванили, иланг-иганга быстро набрал популярность среди состоятельных дам империи.
С приходом советской власти в 1917 году производство было национализировано. Отныне фабрика стала носить название Замоскворецкий мыловаренный комбинат №5. Часть его помещений занял «Гознак».
В ноябре 1922 года производство стало называться «Новая Заря». Пост парфюмера на нем занял тот самый Август Мишель. Он предложил вернуть «Букет императрицы» под новым названием – «Красная Москва». Аромат был презентован общественности на Всесоюзной выставке в 1925 году. За неимением некоторых ингредиентов, которые применяла фабрика Брокара, состав «букета» был изменен, но основные нотки остались теми же, что и в первоначальном аромате. Теперь такие духи могли позволить себе не представительницы высшего света, а простые советские женщины. Флакон духов и фирменный красный цвет было решено не менять.
Особенно популярными духи стали в 1930-х годах. Каждая модница считала своим долгом обзавестись ими. В военные и послевоенные годы стране, как и ее гражданам, было не до духов. Хотя жительницы блокадного Ленинграда вспоминали, что, вдыхая аромат «Красной Москвы» вспоминали столицу и будто чувствовали себя сытыми.
В 1950-х был новый бум популярности любимого аромата. В 1958 году духи получили приз Всемирной брюссельской выставки.
К 1970-м девушки стали интересоваться новыми веяниями на парфюмерном рынке. В страну начали проникать ароматы из-за рубежа, а знакомая «Красная Москва» стала терять актуальность. Теперь она ассоциировалась с бабушкой или мамой, а молодым женщинам хотелось чего-то новенького.
В наше время, с возвращением моды на винтаж, некоторые барышни предпочитают держать на своих туалетных столиках флакончик «Красной Москвы». Еще бы, аромат со столетней историей. Другие используют эти духи из ностальгических чувств по всему советскому. Ценительницы этого парфюма не рекомендуют злоупотреблять им. Пары капель на запястьях вполне достаточно, чтобы аромат раскрылся во всех красках. Если переборщить, можно получить не тот эффект, которого хочется. Из-за сладости аромат рекомендуют использовать в холодную погоду. В летнюю жару эти духи кажутся слишком тяжелыми.
——————————————————
А у вас или ваших знакомых были духи «Красная Москва»? Нравились ли они вам раньше или нравятся до сих пор? Расскажите в комментариях.